10 февраля 2015

Эксперты предупреждают: к товарообмену следует прибегать только в крайнем случае, потому что используя бартерную схему, строительная компания обрекает себя на конкурирование на своем же объекте.

 

Компании подрядчиков или поставщиков, которые получают квартиры в расчет, выставят их на продажу с дисконтом, потому что это будут уже продажи не из первых рук, а уступка от другого юридического лица. Квартиры будут предлагаться дешевле, чем у девелопера, и это будет мешать застройщику реализовывать свои квартиры. «Вопрос также заключается в объеме предложения. Если речь идет о единицах квартир, то такая конкуренция не навредит проекту. Если же объем бартера значительный, то это может повлиять на реализацию, подорвать имидж застройщика в глазах дольщиков. Когда квартиры на одном объекте продаются от разных компаний, это вызывает недоверие, путает дольщика, и зачастую он отказывается от покупки. Без единой схемы реализации застройщик испытывает затруднения», – считает начальник отдела продаж ЗАО «БФА-Девелопмент» Светлана Денисова.
С другой стороны, бартер играет и положительную роль, так как позволяет не останавливаться в работе над проектом. «В трудные времена, когда работы ведутся на основании временных разрешений, еще нет доступа к деньгам дольщиков, то строительные компании прибегают к зачетным бартерным схемам», – поясняет госпожа Денисова.
Екатерина Немченко, директор департамента жилой недвижимости Knight Frank St Petersburg, отмечает: подрядчик, получивший квартиры по бартеру, заинтересован в их быстрой реализации, поэтому эти квартиры появляются в продаже по цене ниже, чем у застройщика. «В случае если бартерных сделок в объекте было много, предложение квартир от подрядчиков имеет существенный объем, и их продажи вступают в конфликт с ценовой политикой застройщика и существенно усложняют процесс основных продаж. Поэтому застройщик должен контролировать ситуацию и управлять этим инструментом».
С ней согласен и Алексей Гусев, коммерческий директор «Главстрой-СПб»: «Известны примеры, когда подрядчики выходили на рынок с серьезным пулом квартир, приобретенным по бартеру, и продавали их по заниженным ценам. Такие действия впоследствии мешали застройщикам выполнить собст­венные планы продаж».
Виталий Виноградов, директор департамента продаж ГК «Лидер групп», рассуждая о минусах, добавляет: «Поставщики, как правило, не только завышают стоимость товаров, но и требуют дисконт на квартиры, который может доходить до 30%. В связи с этим многие строительные компании и в кризисные времена стараются не прибегать к использованию бартерных схем. Цены в кризис и так не растут, спрос падает, а распространение бартера еще больше усложняет продажи. И чем хуже ситуация, тем более негативными для рынка становятся бартерные расчеты».
Андрей Тетыш, президент группы компаний «Агентство развития и исследований в недвижимости», резюмирует: «У бартера есть неприятное последствие: он разваливает единую систему продаж. Как только девелопер рассчитался с несколькими подрядчиками квартирами, сразу единый продавец квартир в этом доме исчез и появилось «лоскутное одеяло».
Александр Кириленко, генеральный директор компании «Квартстрой-МО», вспоминает: «В период кризиса 2008-2009 годов девелоперы при строительстве небольшого микрорайона (около 90 тыс. кв. м) для нескольких мелких субподрядчиков (около пяти компаний) в зачет выполненных работ подписывали обычно не более 10 квартир. На данный момент отечественному рынку недвижимости еще далеко до повторения событий тех лет, многие эксперты к осени ожидают стабилизацию экономики и оживление рынка, так что вполне возможно, что в этот раз обойдется без появления бартерных отношений в строительстве».

Мнение: